Если заемщику по каким-либо причинам было отказано кредитной организацией в займе, то обязательно причина должна быть прописана в его кредитной истории. Причем, указываться будет даже информация о несоответствии данных. Если, например, информация, предоставленная гражданином, оказалась ложной или не соответствует действительности.
Исходя из комментариев управляющих Центрального Банка, данные действия применяются для того, чтобы была гарантия и защита собственных потребителей от некачественных информационных баз данных, именно которыми пользуются банки и МФО при принятии своих решений о выдаче кредита. Насколько данные действия будут эффективным шагом, судить пока рано.
Ранее на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации был опубликован проект указа: «О порядке и составе формирования информационного сектора кредитных историй граждан». Следует заметить то, что итоговая версия значительно отличается от ранее предложенной версии главному регулятору.
Например, Центральный банк счел нужным добавить пункт с перечнем причин, по которым было отказано заемщикам в выдаче средств, которые должны быть в обязательном порядке прописаны в кредитном портфеле. Начиная с 1 марта 2015 года, такие данные должны будут указываться профессиональными кредиторами.
Сейчас к причинам отказа могут добавиться: несоответствующие данные о заемщике, которые указаны им в заявлении на кредит, а также не располагает правдивости сведениям и данным, которыми располагает сам кредитор. Это будет плюсом к уже существующим причинам: неудовлетворительная кредитная история, большая долговая нагрузка на заемщика или политика самого кредитора.
Также, обязательно указывается лицо, отказавшее в выдаче денежных средств: микрофинансовая организация, банк или другая финансовая организация. Будут полностью исключены ошибки по техническим причинам, которые могли возникнуть в сторону заемщиков.
Таким образом, появится дополнительные основания и гарантия от МФО или коммерческого банка для защиты прав заемщиков в суде. Хотя сами кредиторы также заинтересованы в истинности получаемых данных ими информации.
Если, например, заемщику было безосновательно отказано в займе, то он вправе указать на это следующему своему заемщику с просьбой проверки и внесения коррективов в данные.
Также можно понять эти новшества и с другой стороны. Сами заемщики будут находиться под надежной защитой от несанкционированных отказов в займах и кредитах. Они всегда смогут выявить саму причину отказа.
Как правило, многие отказы в кредитовании тщательно перепроверены и изучены. У всех есть веские основания на это. Тем более что многие потребители пытаются завысить свои финансовые возможности для получения кредита или вовсе сфальсифицировать данные.
Следует учесть также, что крупные кредитные организации и банки, в том числе используют исключительно проверенные источники данных о потребителях. Поэтому заемщикам даже не стоит переживать по этому поводу, если они обратились в крупный коммерческий банк или, например, большую финансовую организацию.